Kuzbass
Industry
SCROLL DOWN

Search

03
Scientific basis
of the Kuzbass economy

Chemical industry

General
information

Chemical
industry
Kuzbass chemical industry is formed by a powerful industrial complex engaged in the production of chemical products and substances, medicines and medical materials, rubber and plastic products.

The growth of chemical industry of Kuzbass was especially rapid during wartime, the volume of production during this period increased almost 4.9 times..

The Kemerovo Nitrogen Fertilizer Plant was the leading chemical industry enterprise. During the war years, its team provided up to 40 percent of the nitrogen production of the entire country. Apart from ammonium nitrate, ammonium and weak nitric acid, the plant produced reactive nitric acid, potassium and sodium nitrate, ammonia, ammonium carbonate, battery acid and many other valuable chemical products. The production technology was significantly improved.

In February 1942, a plastic mass plant was evacuated from Orekhovo-Zuevo and put into operation in Kemerovo; in the early 1943 it was named "Karbolit". Since the second half of 1943, the plant was already operating at full capacity.

The Rubezhansk Aniline-Ink Plant, the Kemerovo Salicylic Plant and the Anzhero-Sudzhensk Sulfonamide Plant evacuated to Kemerovo were put in production. In general, the production assets of the chemical industry in Kuzbass doubled during the war, and the annual increase in production averaged 74 percent.

Сurrent situation

At present, the chemical industry is the third most important industry in Kuzbass, it has a significant impact on the development of mining, metallurgical industry and agriculture.

The chemical complex accounts for 12% of the production volume of the entire manufacturing industry of Kuzbass. About 12 thousand people are employed in the industry.

The chemical industry is represented by the following major enterprises:

  • "Azot": ammonia, ammonium nitrate, carbamide, nitric acid, caprolactam, ammonium sulfate and other products.
  • "Khimprom": caustic soda, hydrochloric acid, tosol, liquid chlorine, sodium hypochlorite, polypropylene glycol, etc.
  • "Organika": ampouled medicines and pills, lidocaine.
  • "Znamya": industrial explosives
  • "Avexima Siberia": citramone, tramadol, charcoal, sodium chloride (solution for infusion), etc.
  • "TOKEM": ion-exchange resins, phenoplasts, phenolic resins, textolite.

KAO "Azot" (Kemerovo) is one of the five largest producers of nitrogen fertilizers in the CIS, the largest supplier of ammonium nitrate to the domestic market and a major exporter of carbamide and caprolactam in Russia. The main consumers of its products are industrial and agricultural enterprises in more than 40 countries of the world.

"TOKEM Industrial Groop" LLC (Kemerovo) is the only enterprise in Russia and the CIS that owns its patented technology for the production of monodisperse ion-exchange resins. The technology developed by the experts of the association is innovative and has no analogues in the world. "TOKEM" LLC is the only Russian manufacturer of cation resins used in the energy and industrial sectors for water treatment.

"Khimprom" LLC is one of the largest Russian enterprises of the chemical industry. The plant specializes in the production of organic and inorganic chemical products. The company produces more than 40 types of products, which are widely used in the metallurgical, food, chemical, oil-extracting and construction industries, in agriculture and other areas.

Drug productionis an important sector of the Kuzbass chemical industry. The leading enterprises in this field are "Avexima Siberia" LLC (Anzhero-Sudzhensk) and "Organika" JSC (Novokuznetsk). They produce a wide range of modern import-substituting medicines: Analgin, Drotaverin, Pancreatin, Andipal, Tramadol, Benzobarbital, as well as antibiotics, cardiovascular drugs, sleeping pills, anesthetics, vitamins, infusion solutions, and others. All of them comply with the requirements of the international GMP standard.

"Azot": the flagship of the Kuzbass chemical industry

Statistical data

Total production

bln rubles

Export

Total exports
U.S. dollars
285,4 mln

Socio-economic indicators

Enterprises
268
Employed in the industry
more than people
12000
Average salary
thousand rubles per month
38+

Investments

Total investments in 2020
rubles
6,95 bln
Key objects
01
Azot
"Azot" Kuzbass JSC
02
Khimprom
"Khimprom" LLC
03
Tokem
"Tokem Industrial Group" LLC
04
Organika
"Organika" JSC
05
Znamya
"Znamya" JSC

Промышленность
Кузбасса
ЛИСТАЙТЕ ВНИЗ

Поиск

03
Научная основа
экономики Кузбасса

Химическая промышленность

Общая
информация

Химическая
промышленность
Представляет собой мощный промышленный комплекс, который включает производство химических продуктов и веществ, выпуск лекарственных средств и медицинских материалов, изготовление резиновых и пластмассовых изделий

Особенно быстро химическая промышленность Кузбасса росла в военное время, объем продукции за этот период вырос почти в 4,9 раз.

Ведущим предприятием химической промышленности был Кемеровский азотнотуковый завод. Его коллектив давал в годы войны до 40 процентов азотной продукции всей страны. Помимо аммиачной селитры и аммиака, слабой азотной кислоты, завод освоил выпуск реактивной азотной кислоты, калиевой и натриевой селитры, нашатырного спирта, углекислого аммония, аккумуляторной кислоты и многих других ценных химических продуктов. Была существенно улучшена технология производства. 

В феврале 1942 года в Кемерове вступил в строй эвакуированный из Орехова-Зуева завод пластических масс, получивший в начале 1943 года название «Карболит». Со второй половины года завод уже работал на полную мощность.

Начали давать продукцию эвакуированный в столицу области Рубежанский анилино-красочный завод, Кемеровский завод салициловых и Анжеро-Судженский завод сульфамидных препаратов. В целом производственные фонды химической промышленности Кузбасса в годы войны выросли вдвое, а ежегодный прирост продукции составлял в среднем 74 процента.

Текущая ситуация

В настоящее время химическая промышленность – третья по значимости из отраслей промышленности в Кузбассе, оказывает существенное влияние на развитие горно-добывающей, металлургической и сельско-хозяйственной промышленности.

На долю химического комплекса приходится 12% объема производства всей обрабатывающей промышленности Кузбасса. В отрасли занято порядка 12 тысяч человек.

Химическая промышленность представлена предприятиями:
  • Азот — аммиак, аммиачная селитра, карбамид, азотная кислота, капролактам, сульфат аммония и др. продукты.
  • Химпром — едкий натр, соляная кислота, тосол, хлор жидкий, гипохлорит натрия, полипропиленгликоль, и др.
  • Органика — лекарственные средства в ампулах и таблетках, лидокаин.
  • Знамя — промышленные взрывчатые вещества.
  • Авексима Сибирь — цитрамон, трамадол, уголь активированный, натрия хлорид (раствор для инфузий) и др.
  • ТОКЕМ — ионообменные смолы, фенопласты, фенольные смолы, текстолит.

КАО «Азот» (г. Кемерово) входит в пятерку крупнейших производителей азотных удобрений в СНГ, является крупнейшим поставщиком аммиачной селитры на внутренний рынок и крупным экспортером карбамида и капролактама в России. Основными потребителями продукции являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия более 40 стран мира.

ООО ПО «ТОКЕМ» (г. Кемерово) является единственным предприятием в России и СНГ, владеющим собственной технологией производства монодисперсных ионообменных смол. Технология, разработанная специалистами объединения, является инновационной и не имеющей аналогов в мире. ООО ПО «ТОКЕМ» является единственным в России производителем катионитов, которые используются в энергетике и промышленности для водоподготовки.

ООО «Химпром» является одним из крупнейших российских предприятий химической промышленности. Завод специализируется на производстве продуктов органической и неорганической химии. Предприятие выпускает более 40 наименований продукции, которая широко применяется в металлургической, пищевой, химической промышленности, нефтедобывающей и строительной отраслях, в сельском хозяйстве и других областях.

Серьезным сектором химической промышленности Кузбасса является производство лекарственных средств. Ведущие предприятия в данном направлении – ООО «Авексима Сибирь» (г. Анжеро-Судженск) и АО «Органика» (г. Новокузнецк). Они выпускают широкий спектр современных импортозамещающих медицинских препаратов: анальгин, дротаверин, панкреатин, андипал, трамадол, бензобарбитал, а также антибиотики, сердечно-сосудистые и снотворные, анестетики, витамины, инфузионные растворы и другие. Все они соответствуют требованиям международного стандарта GMP.

Азот: флагман химической отрасли Кузбасса

Статистические
данные

Объём производства

млрд рублей

Экспорт

Объём экспорта
доллары США
285,4 млн

Социально-экономические показатели

Предприятий
268
Занятых в отрасли
человек более
12000
Средняя заработная плата
тысяч рублей в месяц
38+

Инвестиции

Объём инвестиций за 2020 год
рублей
6,95 млрд
Ключевые объекты
01
Азот
КАО «Азот»
02
Химпром
ООО «Химпром»
03
Токем
ООО ПО «Токем»
04
Органика
АО «Органика»
05
Знамя
АО «Знамя»